Туркменистан Президент страны. Туркменские ковры
Фотообзор
Туркменские ковры.
Туркменские ковры — эталон красоты и гармонии, воплощение души нации, ее неповторимого таланта и древнейшей истории признаны во всем мире.
Археологические исследования доказали, что Туркменистан является одним из древнейших центров цивилизации. Туркменские ковры через тысячелетия, эволюционируясь, дошли до наших дней.
Изучение образцов керамики IV-III тыс. до н.э. геоксюрского типа в Южном Туркменистане ( в районе древней дельты реки Теджен, на Алтын – депе у Меана, Улуг – депе у Душака) позволили сделать вывод, что многие орнаментальные мотивы этой древней керамики – кресты, ступенчатые пирамиды, зигзаги, полностью идентичны узорам туркменских ковров.
На древних поселениях были найдены отпечатки тростниковых циновок.
Циновка из Алтын – депе даже оставила цвета сплетенных нитей — серый и синий. Доказательством того, что в Туркменистане в IV-III тыс. до н. э. было развито ткачество и ковроделие, служат и находки грузиков для ткацкого станка. Плетеные и тканые изделия более чем шести тысячелетней давности, выработавшие уже в древности парадный орнаментальный стиль, сыграли свою роль в развитии такой же древней расписной керамики, которая своими ступенчатыми мотивами так похожа на салорские ковровые гёли.
У современных ковровщиц широко используется такой же точно, но, естественно, железный нож – кесер для обрезания ворсовой нити ковра. В последних веках II тыс. до н.э. ковровщицы имели в своем распоряжении отработанную форму инструмента – ковровый нож.
К ХIII столетию восходят письменные известия непосредственно о туркменских коврах. Известный итальянский путешественник Марко Поло (ХIII в.), побывавший в Малой Азии, восторженно писал о коврах туркмен, как о „самых тонких и красивых в свете”.
Искусство ковроделия было занесено туркменами и на Ближний Восток, откуда, по словам Ибн Саида, туркмены выслали в разные страны прекрасные ковры. Ковры, обнаруженные в Форстате (Египет) К. Дж. Ламмом, являются также великолепными образцами туркмено – османского искусства ХIV –XV вв., причем, их узоры обнаруживают сходство с човдурским “гёлем”. В настоящее время они выставлены в Национальном музее города Стокгольма, а также музеях Каира и Афин.
Узоры туркменских ковров можно обнаружить на персидских миниатюрах эпохи Тимуридов. Они и в самой Персии, которая славилась своими коврами, считались наилучшими.
Среди всех видов народного искусства самое уникальное положение занимают туркменские ковры – халы. Несмотря на внешнюю монотонность, в ковроделии сложились определенные технические приемы и композиции орнамента, характеризующие как общий для туркмен национальный стиль, так и специфические особенности, отличающие стиль отдельных этнических групп. Искусство туркменского ковроделия приобрело сильную художественную и эмоциональную глубину, соответствует шедеврам великой цивилизации и имеет определенные основы и внутренние правила.
В коллекции Музея туркменского ковра находятся ценнейшие реликвии коврового искусства. В 2001 году, в честь 10-летия годовщины независимости Туркменистана, 40 туркменских ковровщиц в течение 8-ми месяцев на предприятии художественного ковроделия в Бахарлы соткали уникальный ковер-гигант «Бейик Сапармырат Туркменбышынын Алтын Асыры» (Золотой Век Великого Сапармурата Туркменбашы». Этот уникальный ахал-текинский ковер, площадью 301 кв.м. (высота 14 м., ширина 21,5 м) весом 1200 кг, вошел в книгу Мировых Рекордов Гиннеса, как самый большой ковер ручной работы в мире.
Сегодня высокие производственные традиции национального ткачества бережно соблюдаются и развиваются на предприятиях художественного ковроделия Государственной акционерной корпорации «Туркменхалы». Она объединяет 20 предприятий и организаций, которые имеют свыше 100 подразделений по всей стране. Основной задачей является – сохранить традиции, поддержать безукоризненную репутацию туркменского ковра, его экспортные возможности.
Все предприятия ориентированы на то, чтобы придерживаться классических технологий по всей цепочке коврового производства. На предприятиях вырабатываются шерстяные ковровые изделия ручной работы по группам: ахал — теке, теке, пенди, йомуд, човдур бешир (кизыл-аяк, керки). Ковровая плотность на каждый квадратный метр варьирует от 240 до 500 тысяч узлов.
2.0 х 3.0 = 6 кв.м., плотность – 304 тысяч узловВысокое мастерство туркменских ковровщиц признано на международном уровне. Свидетельством тому – различные высокие международные награды, присужденные корпорации «Туркменхалы» и это доказательство международного признания высочайшего качества и изысканности современных туркменских ковров, сопоставимых с уникальнейшими ковровыми шедеврами прошлых веков.
Издавна Туркменистан славится своими мастерицами, создающими превосходные художественные ковровые произведения и сейчас пленяющие неисчерпаемым творческим началом, безупречным вкусом и совершенством технического исполнения.
Эрсаринский ковер «бяш ай бешир», размер:
2.0 х 3.0 = 6 кв.м., плотность – 200 тысяч узлов
Ясная логика форм, изысканность стиля, динамичное равновесие композиций, цветовая выразительность, естественный ритм фигур составляют неотразимую силу туркменского ковра, воплощающего идею красоты мира.
Высоким качеством отличаются ковровые изделия из чистого шелка, производством которых начали заниматься многие предприятия художественного ковроделия страны. Это сувенирные изделия: ковровые и паласные коврики, сумки, подтелефонники, кошельки. Строгость и четкость геометрического орнамента смягчается ювелирным изяществом узоров. Изнаночная сторона шелковых ковров – безупречно гладкая, а ряды узелков – ровные. Традиция ткачества ковров из шелковых ниток у туркмен – сравнительно молодая, но надо отметить, что многие образцы, сотканные на предприятиях, выполнены безукоризненно. После стрижки шелковистый ворс станет низким, поэтому контур рисунка будет очень четким. Некоторые ковры подвергают мойке, их моют отнюдь не в целях гигиены, а для проверки окраски на прочность.
Човдурский ковер «ваззык гель», размер:
1.25 х 2.0 = 2.5 кв.м., плотность – 240 тысяч узлов
При создании шелковых изделий мастера использовали совершенно новую и богатую цветовую палитру: терракотовый, красный традиционный, бежевый, фисташковый, лимонный и дополнительные цвета – синий, зеленый, желтый. Новые яркие и сочные цвета были получены при окрашивании швейцарскими красителями фирмы «Ciba».
Мастера прекрасного искусства проделали огромную работу по изучению прекрасного искусства ковроделия, занимающего достойное место в общечеловеческой истории и культуре, восстанавливают почти утраченные древние орнаменты, раскрывают забытые секреты ковроткачества, возрождают традиции этого самобытного искусства. Многочисленные награды престижных международных выставок, которых удостоены туркменские ковры — есть высокая оценка творческого труда туркменских женщин. Исследователи туркменских ковров и художники проводят огромную работу по популяризации туркменского ковра, возрождению его всемирной славы.
Йомудский ковер «дырнак гель», размер :
1.82 х 2.75= 5 кв.м., плотность – 240 тысяч узлов
На предприятиях ткут орнаментированные ковры больших размеров, изделия для интерьера, ковровые занавеси, хорджуны, амулеты, дамские сумочки, коврики-молитвенники, кошельки, чехлы, мешочки. Большое внимание уделяется производству живописных полотен – пейзажей, сюжетно – тематическим и портретным коврам. Прилагаются усилия к организации их продажи на зарубежном рынке и достойной пропаганде.
Современные мастера продолжают поиск новых форм и средств художественного воплощения, бережно сохраняя все то прекрасное, что было создано в течение многих веков. Они внедряют в производство десятки новых видов пейзажных, портретных, орнаментальных изделий, восстанавливают старинную стилизацию и разрабатывают новые технические приемы.
Ахал-текинский ковер «гушлы гель», размер:
1.82 х 2.75= 5 кв.м., плотность – 340 тысяч узлов
Розничная торговля ковровыми изделиями производится через фирменные магазины ГАК «Туркменхалы» с оплатой в манатах. При покупке изделия в магазине клиенту выдается сертификат, гарантирующий качество и беспошлинный вывоз изделия за пределы Туркменистана.
В этих магазинах для иностранных граждан действует порядок системы «Tax Free».
Йомудский ковер «габса гель», размер 1.25 х 2.0 = 2.5 кв.м.,
плотность – 240 тысяч узлов
Реализацией ковровой продукции занимается Центр маркетинга «Туркменхалы», который имеет многолетний опыт торговли со странами Европы, Азии, Америки и другими. Торговля осуществляется оптом и в розницу.
Эрсаринский ковер «япрак бешир», размер 2.0 х 3.0 = 6 кв.м.,
плотность 200 тысяч узлов
Искусство Туркменского ковра, уходящее свои корнями в античные времена, заняло свое достойное место в культурном наследии Мира. И в наши дни произведения туркменских ковровщиц вызывают восхищение во всех уголках мира и пользуются огромным спросом. Государственная Акционерная Корпорация «Туркменхалы» создана в целях поддержания и сохранения культурного наследия в Туркменистане. «Туркменхалы» имеет свои предприятия по всей стране, производит высококачественную продукцию и реализует ее через торговую сеть.