История Туркменского ковроткачество!!!
Возникновение туркменского ковроделия, возможно, относится к периоду расцвета Ассирии, Вавилона и Египта, территориальная близость которых к Туркмении путем торговых отношений еще в античный период, заложила основу ковроделия.
Ковер ручной работы исторически занимал важное место в быту туркмен. Он использовался в момент «общения с Богом» («намазлык» — коврик для молитвы), способствовал торжественности семейного праздника «асмалык», он заменял гардеробы и комоды («чувалы», «торбы» и «хуржуны»), утеплял и украшал жилище («энси», «гапалык», «халы», «чувал»). Удобно перевозимый и легко раскладываемый туркменский ковер отличался как своей красотой так и большой износостойкостью и практичностью.
В ковре заложены все признаки национального своеобразия, исторической исконности и племенных различий туркмен.
Еще при Великих сельджуках туркменские ковры прославились на европейских и восточных рынках как одни из лучших. Ковры того времени отличались строгостью орнаментов, прочностью окраски и узелковой плотностью.
Сырьем для ковроткачества являются лучшие сорта шерсти местных пород овец. Показателем качества шерсти была ее однородность и светлость по тону, что очень важно при окрашинании нитей.
В расцветке туркменских ковров преобладают бордовые тона, составляющие фон рисунка. Для линий орнамента использовались темные тона синего, зеленого, черного, оранжевого и малинового цветов. Черный цвет, символизирующий стихию Воды, обрамляет все орнаменты и разграничивает один орнамент от другого.
Не профессиональное использование в начале ХХ века в ковроделии анилиновых красителей снизило качество туркменских ковров, но постепенное усовершенствования технологии позволило приблизится к свойствам испытанных естественных красителей растительного и животного происхождения. В нынешнее время в коврах из Туркмении используются, преимущественно, химические (анилиновые) красители.
Ученые искусствоведы утверждают, что ковровый орнамент таит в себе тысячалетнюю историю народов. Каждый орнаментальный знак что-то символизирует, а основной орнамент туркменского ковра «гель» является букетом символов. Каждая родовая и племенная группа туркмен, проживающая на определенной территории имела свой гель («теке гель», «йомуд гель», «салыр гель», «эрсары гель» и так далее).
В туркменских ковровых орнаментах остались отпечатки истории народа и всех религий, существовавших на территории Туркменистана.
Знаки в гёлях очень символичны и имеют определенный смысл. Солярные знаки, превалирующие в эрсаринских, пендинских и текинских коврах :«чахры пелек» - колесо судьбы, «бэш ай» — пять лун, «чемче гель», — символизировали звезды, «гельче», — символизировали Солнце и другие небесные светила, особенно почитаемые на Древнем Востоке. В салорских коврах «энси» традиционная нижняя часть ковра «элем» состоит из орнаментов — оберегов, символизирующих богиню плодородия Анахиту. Эсть орнаменты символизируюшие окружающую флору (например «гуляйды», «чынар гюль», …и т.п.)
За туркменскими коврами в мире исторически закрепилось название «Бухара» («бухарские ковры»). Объясняется это тем, что они были широко представлены на всемирно известных базарах Бухары (ныне Узбекистан).
Наряду с традиционными коврами, в Туркмении ткутся ковры – портреты и сюжетные ковры.
Туркменские ковры занимают достойное место на международных выставках. Они являются предметом гордости туркменского народа.